[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions.php on line 4411: ob_start(): output handler 'ob_gzhandler' conflicts with 'zlib output compression'
2 х 2 - Прогулка до Гергетис Самеба

Прогулка до Гергетис Самеба

Обсуждение мест, куда можно направить свои стопы, а также поделиться с общественностью впечатлениями о днях, проведенных где-то рядом или не очень

Прогулка до Гергетис Самеба

Сообщение Тоха » Вт июн 14, 2011 9:07 am

Как-то Июньским прохладным днем удалось вырваться в Казбеги(Степанцминда). Поскольку времени было мало, и никаких серьезных прогулок не намечалось, появилась возможность пообследовать церквушку. По привичке заглянул в Википедию. Но информации оказалось крайне мало: Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.
В этой теме буду выкладывать фотографии. В основном это барельефы на стенах монастыря и колокольни.
Кстати, насчет колоколеньки. Сделал набросок. Дождь не дал возможности рисовать дальше. Церковь запечатлеть не успел.


Перейдем к барельефам.
1.) барельеф 2.) барельеф,вешапы?

3.) барельеф 4.) барельеф,'кукби'

5.) барельеф 6.) барельеф, 'кукби'

7.) барельеф,орнамент

Были бы интересны комментарии специалистов. Особенно понравился узор на фот. 7
А вот картинки 1 и 2 заслуживают особого внимания. Святой на первой фотографии - уж очень позитивное изображение. Опять обращусь к Вахо и Яне. Шо там написано?
А вот барельеф в верхнем правом углу окна меня добил =-O Люди, что за звери там изображены?!
То ли хамелеоны, то ли обезьянки. Теряюсь в догадках.
Все что написано в данном сообщении, прошу не воспринимать серьезно.
Кря буду!
Аватара пользователя
Тоха
Энтузазист
 
Сообщения: 3138
Зарегистрирован: Пт май 19, 2006 11:34 am
Откуда: Тифлисъ

Re: Прогулка до Цминда Самеба

Сообщение Кельт » Вт июн 14, 2011 11:01 pm

Хм, зверики на второй фотографии действительно интересные. То ли ящерицы, то ли тиранозавры...
А насчёт орнаментов - это ты про седьмую картинку говорил, что мотивы исламского искусства прослеживаются?
..Пойду, найду, блин...
Аватара пользователя
Кельт
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: Ср мар 25, 2009 9:55 pm
Откуда: Тифлисъ

Re: Прогулка до Цминда Самеба

Сообщение Тоха » Ср июн 15, 2011 1:24 am

Кельт писал(а):А насчёт орнаментов - это ты про седьмую картинку говорил, что мотивы исламского искусства прослеживаются?

Нет. У меня нет пока той фотографии. А вот еще один "экземпляр". Мне показалось, что здесь тоже прослеживаются Восточные мотивы.

Ребят, я тут приглядывался к орнаменту на 6-ой фотографии. Меня глючит, или это цельный узор?! Сначала показалось, что барельеф формирует три блока. При более подробном рассмотрении увидел "связующие звенья". Что скажете?
Все что написано в данном сообщении, прошу не воспринимать серьезно.
Кря буду!
Аватара пользователя
Тоха
Энтузазист
 
Сообщения: 3138
Зарегистрирован: Пт май 19, 2006 11:34 am
Откуда: Тифлисъ

Re: Прогулка до Гергетис Самеба

Сообщение Anthea » Пн июн 20, 2011 7:09 pm

Мое почтение! Попробую внести свою лепту)))) Предупреждаю, будет много))))) (Антон, а как здесь делать «под кат»?)

Начну с того, о чем практически ничего сказать не могу ;-) Что за господин изображен на рельефе – увы! – догадок нет. До надписи руки пока не дошли, но боюсь, что с моим знанием грузинского пользы будет маловато. Тут, я полагаю, свет может пролить Вахтанг. Зверье тоже заставляет развести руками. Лемуры это, граждане! Как пить дать, лемуры! ;-) Из серьезных предположений только одно - может это знаменитое «каждой твари по паре»? А господин с соседнего изображения тогда выходит очень радостный Ной))))) Или, на худой конец, это ну очень стилизованные львы. Я, помниться, говорила, что существует легенда, по которой львята рождаются мертвыми и лев-отец вдыхает в них жизнь. Этот сюжет использовался в христианстве как аллюзия на Воскресение. Следовательно – Отец вдыхает жизнь в Сына. В нашем случае, конечно, это объяснение притянуто за уши (которых у зверушек почти нет). А вообще, в отличие от романской теологии (мистика, демонизм), в искусстве Византии, Балкан и, предполагаю, Закавказья, звери олицетворяли преимущественно положительные по отношению к человеку свойства и имели охранительное, заклинательное значение. Так что, чтобы это зверье не означало, оно доброе и славное:-)))))))

Теперь немного размышлений об остальных картинках. Не воспринимайте все нижеизложенное как строго научную информацию, а скорее, как данные, почерпнутые из различных источников и примененные к теме.

Итак, поговорим немного об орнаментах. Первое, это геометрические фигуры. Как и все в церковном искусстве, они не случайны, восходя к символике цифр, которой в иудейской традиции уделяется довольно большое значение. Стоит вспомнить хотя бы Апокалипсис, который насквозь пропитан этими цифрами и построен именно на игре символов. Эти цифровые обозначения, в принципе, довольно естественны и просты. Все троичные элементы отсылают нас, естественно, к Божественному началу, обозначая Небо и вышний мир. Это Троица. Это Вера, Надежда, Любовь. Это святость – чистота мыслей, слов и тела. Четверка символизирует Землю, наш мир. Это четыре стороны света, четыре стихии, четыре времени года. Пять – человек, с его пятью чувствами. И так далее. Игра с этими цифровыми значениями объясняет очень многое. Плюс, проникновение символики других культур или же зарождение схожих мотивов внутри самого христианства. Вот что удалось нарыть по теме фотографий.

Растительные мотивы. Они присутствуют на нескольких изображениях сразу. Сам растительный орнамент (оставляем в стороне виноградную лозу, о которой можно говорить бесконечно), символизирует, в первую очередь, Воскресение. Это Вечная Жизнь. Цветочки, которые хорошо видны на фотографиях, если не ошибаюсь, называются пальметками или же «византийским цветком», широко распространенный элемент византийского орнамента. Бывают пятилепестковые и трехлепестковые. Опять же символика чисел. Три показывает Святую Троицу в триединстве, в единой и равной сущности всех ее членов, а также начало, середину и конец всего сущего, которые и есть для нас Бог. Из-за сходства с лилией эти цветы-листики могут обозначать Деву Марию. А миндалевидная форма (почек, цветов, листьев), походя на зерна или семена, отсылает к легенде о трех зернах, которые Сиф принес из рая Адаму в соответствии с апокрифическим Сказанием о Сифе. Из этих трех зерен на могиле Адама выросло древо (или три древа – пальма, кипарис и кедр), из которого, в свою очередь, и был изготовлен крест распятия. Кроме всего этого, в “кустах” можно усмотреть и язычки пламени. А это уже Дух Святой и Неопалимая Купина.

Теперь круги. Имеем следующее. На рельефах часто встречаются крупные, иногда чуть выпуклые диски, как правило, сложно орнаментированные внутри. Выполняются они обычно в виде богато украшенной резьбой многолопастной центральносимметричной розетки, но иногда могут быть редуцированы до простой вихревой или цветочной розетки. Эти диски вызывают определенные аналогии и с царской “державой”, как с символом власти, и с “розой” на входных порталах готических соборов, и с земным шаром, и с кругом вечности. Однако наиболее полные разыскания символики этого элемента можно провести на индо-буддийском Востоке, сблизив описанный выше диск с понятием мандалы ((санскр) - круг; окружность; сфера, шар; гало (астрономич.); орбита; горизонт).

(Сейчас будет мноооого!) В индуизме мандалой первоначально назывался круг, отделявшийся в виде особой области от своего окружения. Этот круг, будучи освященным, считался очищенным для ритуальных и литургических целей. Он также давал защиту от недоброжелательных сил. В буддизме мандала изначально определялась как квадратный или круговой путь обхода, по которому размещались буддийские божества при совершении ритуалов. Впоследствии ритуальный или магический контур мандалы в виде квадрата или круга (а также комбинаций того и другого) с набором канонических изображений внутри контура мог отображаться на бумаге, в дереве, камне, песке, фиксироваться в виде архитектурных построек и т. д.

Существуют мандалы нескольких типов. Первый предполагает изображение тела Будды или бодхисаттвы. В христианстве это место занимает Христос, а круговая мандала есть символическая презентация Христа. “Христос есть круг, в коем все силы сходятся”, – писал Климент Александрийский. Также просим любить и жаловать Тейяр де Шардена с его христоцентричной философией. Второй тип мандалы предполагает изображение атрибутов божества: его эмблемы меча, колеса, драгоценности, цветка лотоса и т. д. Мандала в этом смысле является образом божественной власти, поскольку представляет собой своеобразную “державу” (часто в виде выпуклой полусферы) – как образ сотворенной Господом вселенной, включающей небо и землю.

Здесь для нас существенно, что значительная часть мандал так или иначе представляет соединение двух фигур: круга, вписанного в квадрат. Это соединение следует древнейшей культурной традиции изображать небесный мир в виде круга, а мир земной – в виде квадрата (та же символика цифр). При этом круг, вписанный в квадрат, давал образ вселенной как взаимоперехода земного и небесного, телесного и духовного. Традиция такого представления является, по всей видимости, общей для индоевропейских культур. Примечательно, что в христианской иконографии встречается квадратный нимб, который используется для указания на то, что данный святой жив и является, таким образом, современником своего изображения. Исследователи усматривают в этом следование традиции пифагорейцев и неоплатоников, для которых квадрат символизировал земное существование и в то же время душу человека. К тому же круг, вписанный в квадрат, является символом единораздельности двух природ в Иисусе, а также символ единства вселенной как обиталища Бога.

Третий тип мандалы отличается тем, что включает оригинальное начертание, слова и значения сутр. “Сутрами” христианина является Священное Писание. Так, хитроумно и сложно сплетенные орнаменты показывают труднодоступные слова в Евангелиях, часто высказанные в виде притч. Визуальная сложность орнаментов оказывается символическим обозначением смысловой сложности библейских текстов, а сам орнамент, таким образом, соотносится с текстом Священного Писания, содержащего слово Божие, которое не всем дано понять и постичь.

Еще один тип мандалы можно назвать янтрой. Это своего рода опора, помогающая достичь основной цели медитации. Для этой цели некоторые янтры (мандалы, выполненные в определенном графическом стиле) могут обладать строгой геометрией, оптическим узором из треугольников и кругов. Для тренированного созерцателя достаточно одного взгляда на такую диаграмму, чтобы впасть в прострацию. Конечная цель работы с янтрой – наиболее полное овладение тонкими энергиями тела и духовное продвижение на этом пути, иными словами, помочь душе отыскать дорогу в Царство Небесное, к открытию Бога в себе. По-видимому, именно эта изначальная функция янтры способствовала ее появлению и в христианском искусстве. Именно необходимостью создать визуальную опору для сосредоточенного созерцания и ухода в себя вызывается строгий ритмический рисунок, композиционная законченность и отточенность резьбы на мандалах. Человек, при взгляде на нее, невольно склоняется к созерцательности. В таких изображениях всегда особо выделены центры ажурных многолепестковых розеток. В этих центральных точках создается как бы отверстие или углубление, так что взгляд здесь проваливается в таинственную глубину, не находя опоры. Такая акцентация центральных точек типична для янтр, где созерцатель как раз двигаясь от периферии к центру, переходит по мере приближения к последнему на высшие ступени медитации. В тантризме точка бинду представляет точку концентрации всех творящих сил. Также и в индуизме все сущее истекает из центра. Поэтому, например, ведический алтарь огня считался помещенным в символическом центре мира, своим микрокосмом воспроизводя акт миротворения. Совершенно аналогично на символических картах христианской ойкумены Иерусалим, являясь центром мира, также располагался в центре карты…. Так, с этой темой буду закругляться. :-)

Далее. Восьмиконечная звезда - октаграмма или крестострел. Будучи нарисована вписанной в окружность, олицетворяет порядок, созидание. Без окружности является символом хаоса, разрушения. Единственная звезда, допущенная в православную символику, кроме четырехлучевой, которая ассоциируется с крестом и является символом путеводности и света.
Восьмиконечная звезда у славян-язычников называлась «Звездой Сварога», будучи символом одноименного бога. И обозначала она благо чисто сотворённое, первозданный свет и энергию. А у шумеров была символом богини Инанны.
В Православии число 8 имеет значение будущего века, так как после шестидневного творения Богом мира и до Страшного суда длится Седьмой день Господень. После Страшного суда будет день восьмой — Жизнь Вечная. Изображение восьмиконечной звезды используется в иконах Божией Матери и запрестольных иконах, символизируя ту звезду, которая вела волхвов на поклонение Христу Младенцу.

Да, что касается кругов вообще, забыла сказать. Безначальность и бесконечность круговой формы в христианской космологии использовались для символизации неизменности и вечности бытия Бога. “Круг вечности” стал также символом бессмертия. (Орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой как бы кругов, называется гильошем и очень широко распространен). Сектора круга, обозначают “возвращение света в свет”, исход души в свет жизни вечной, в свет бессмертия. Четвертные розетки, часто сохраняют радиусы-лучи, (образованные в нашем случае лепестками), и почти всегда остаются наглядным и легко читаемым образом. Однако иногда “уголки света” полностью утрачивают эту наглядность, теряя и круговую форму четвертной розетки, и радиальные лучи-лепестки. При этом они могут трансформироваться, например, в треугольники, которые, занимая по-прежнему уголки плиты, опознаются как “уголки света”.

Фотографиях 4 и 6.
Этот мотив – каменные рифленые выпуклости – называется “кукби”, и символизирует он женские груди. У аварцев, например, “кукби” обозначали пожелание благополучия, обильной жизни в доме, и помещались на внешней стене дома или оборонительной башни. Часто их можно встретить и на порталах храмов, например в Армении. Как правило “кукби” представлена в виде полусферической розетки с радиальными лепестками, соединяя в себе, таким образом, символику цветка и солярной розетки. Семантика этого образа в контексте христианства такова. Прежде всего, наше внимание привлекают известные места из Евангелия от Иоанна (13:23, 25; 21:20), где описывается, как любимые ученики Иисуса “припадают” или “приклоняются” к его груди. Собственно, уже здесь вполне ясно выявляется образ символической груди Христовой, к которой припадает с любовью любой верующий. Имеются и другие цитаты на эту тему. «Кукби» - это духовная грудь, источающая свет веры, которая в то же время есть и солярная, вихревая или цветочная круговая розетка с присущей ей семантикой “умного”, духовного созерцания божественного начала. Это символ истока.

Так, и в заключении скажу пару слов о ромбах (фот.7). Вообще, ромбические мотивы являются одной из универсалий мировой культуры, имея широкое распространение по всему земному шару. Например, у северо-американских индейцев ромб обозначает пуповину, личность, жизнь, а в сочетании с помещенным внутрь крестом – заклинание. Вид ромба, вытянутого по вертикали, имеет набедренник – аксессуар облачения православного священника, вручаемый как первая награда. Набедренник символизирует духовный меч, т. е. слова Божие, которым постоянно должен быть вооружен пастырь. Даже самый поверхностный обзор предметов материальной культуры (керамики, прежде всего), начиная со времен неолита, дает картину поразительной устойчивости ромбических мотивов. Диагональные сетки и ромбы с сетками внутри встречаются на керамике городов Месопотамии 5-4 тыс. до н.э., на цилиндрических печатях, в облицовке колонн дворцов, на царском оружии и на древнеегипетских сосудах 4 тыс. до н.э.. и т.д.

Генезис ромбических мотивов связывают с особой ромбоидной фактурой среза дентина бивней мамонта, которая проявляется при любой обработке дентина, т.е. при изготовлении костяного наконечника стрелы, иглы, ножа, статуэтки и т. д. Этот узор ассоциировался с добычей, с самим мамонтом, с удачной охотой, а позднее, в земледельческом неолите – с аграрным благополучием и плодородием земли. Четыре сомкнутых ромба, составляющие один перекрещенный ромб, оказываются ячейкой сети, обозначающей вспаханное поле или засеянную семенами ниву. Подтверждением расшифровки перекрещенного ромба или квадрата как знака поля может являться древний китайский иероглиф “тянь” – поле”.

В дальнейшем каждый элемент этого сложного знака, взятый отдельно – косой крест, ромб и даже точки “семян” – обретает то же значение, что и весь знак в целом, и на равных правах включается в аграрно-магические орнаменты и узоры, способствующие возрастанию производительной силы природы и человека.

Эта семантика поля, нивы, земли и магия плодородия переносится и в христианское искусство, корректируясь в соответствии с каноническими образами Библии. В библейских текстах встречаются хорошо известные уподобления Христа сеятелю, а его учения – зернам, падающим на плодородную или скудную почву. Поэтому ромб, косой крест и диагональная сетка могут связываться с Христом и паствой, внимающей учению, а также и с тем, что передается – со Словом Божьим (алаверды набедреннику, упомянутому выше). Ромбические мотивы становятся знаками, косвенно свидетельствующими о Христе и его проповеди. А визуально ромб своими четырьмя углами прообразует крест, а четырьмя сторонами – четыре стороны света. Возможно, именно поэтому ромб стал символом божественного единства мироздания. Это символика всеобъемлющей божественной доброты, простоты и нераздельности. На западно-европейских фресках Бог-Отец изображается с нимбом в виде ромба с вогнутыми сторонами. Также часто встречающаяся огранка драгоценных камней в виде ромба приводит к отождествлению ромбической фигуры с драгоценным камнем, а тут и упоминание о краеугольном камне, отвергнутом строителями… Христе.

И, наконец, на восточных фасадах средневековых грузинских (халкедонитских) храмов в Ахтале, Самтависи, Самтавро и др. можно видеть крайне любопытные композиции: огромный крест в семь-десять метров высотой, занимающий целую стену, с двумя симметричными ромбами, помещенными под основанием креста по обе стороны от вертикальной оси симметрии. Можно полагать, что эта композиция воплощает догмат об образе соединения двух естеств во Христе, принятый на Халкедонском Соборе 451 г. и впоследствии приведший к отделению армянской церкви от греческой и грузинской.

Все! Можно еще долго, но я всех уже и так утомила. Кстати, вот ссыль на книгу некой Марины Тевзайя, здесь собраны грузинские орнаменты. Недостаток в том, что объяснений к ним не дано, только откуда они. Но зато подборка хорошая. http://www.nplg.gov.ge/dlibrary/collect ... aments.pdf

З.Ы. пыталась расшифровать надпись под фотографией с восьмиконечной звездой, но мало что вышло. Можно вычленить только корень слова - «не поддающийся собственному контролю», «несдержанный», или же «горячность», «несдержанность», в другой форме означающий – чистый, несмешанный (о воде, вине), но полностью расшифровать не получается. Может это только часть надписи…
Выверен старый компас, получены карты и кроки,
Выштопан на штормовке лавины предательский след.
Счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги.
Ветер рвет горизонты и раздувает рассвет...
(с) И.С.
Аватара пользователя
Anthea
КошкУС архивариУС с карандашкУСом
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Пн ноя 29, 2010 8:46 pm
Откуда: Тбилиси

Re: Прогулка до Гергетис Самеба

Сообщение upliscixeli » Сб июн 25, 2011 12:29 am

хочу поделиться с вами моими предположениями по поводу изображенных на фасаде церкви зверьков

По моему эти зверьки, которые интересуют Антона-- “вешапы”. Здесь изображено сражение “вешапов”. Vešapi (ვეშაპი) — латинская транскрипция и оригинальное написание наименования "Вешап" (чудовище, дракон), в древнегрузинском переводе Библии обозначавшее Кита. “Вешапом” называли также и самого Сатану.
Если над ними изображен крест, то это нужно понимать как победу креста, добра над язычеством, над сатаной.

До принятия христианства, в Грузии было распространено язычество. Существовали разные боги, которым люди поклонялись. У гор был свой бог, у леса свой, у рек свой и т.д. Поклонялись люди солнцу, луне.Одним словом в каждом регионе был свой идол. Существовали силы добра и зла, в которые люди верили.

В грузинской мифологии сущуствуют также зооморфические существа. Грузинский фольклор сохранил сказания о «вешапе-змее», о вешапе-чудище, живущем в горах.

В древней Колхиде, они изображались в виде огромной рыбы. Этих существ называли “вешапами” .Часто “вешапов” иображали в виде многоголовых существ (драконов), ящеров. Различают белых ,красных и черных “вешапов”(самых опасных) “Вешапы” связаны с водной стихией и крадут воду из колодцев. За пользование водой они требуют в жертву девушку. Они поглощают солнце, сражаются с положительными героями.
В агиографических памятниках они символизируют идолопоклонников, язычников и неверие в бога. В 1919 году Нико Марр и Яков Смирнов на границе Турции и Армении обнаружили вырезанные из камня изображения рыбы- вешапа Культ вешапа был одним из древних в Грузии. Учёные предполагают, что первоначальное значение вешапа с течением времени и под влиянием христианства трансформировалось, и вешап из божества воды превратился в демона, дракона.

В горных селениях Грузии по сей день сохранились некоторые языческие обряды, которые смешались с христианскими традициями. Тем более в то время, когда строился этот храм, языческие традиции были более выражены и не удивительно, что в представлении строителей храма зло изображалось в виде таких зверей. :-)
Аватара пользователя
upliscixeli
Штудент
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Пн май 02, 2011 7:09 pm

Re: Прогулка до Гергетис Самеба

Сообщение Тоха » Сб июн 25, 2011 9:42 am

upliscixeli писал(а): Если над ними изображен крест, то это нужно понимать как победу креста, добра над язычеством, над сатаной.

Вахтанг, спасибо!!!
Да. Именно. Крест присутствует. Вот фотография колоколеньки. Над окошком вешапы, а в правом верхнем углу крест.
Гергетис Самеба, колокольня
Все что написано в данном сообщении, прошу не воспринимать серьезно.
Кря буду!
Аватара пользователя
Тоха
Энтузазист
 
Сообщения: 3138
Зарегистрирован: Пт май 19, 2006 11:34 am
Откуда: Тифлисъ

Re: Прогулка до Гергетис Самеба

Сообщение RTFM » Сб сен 08, 2012 5:02 pm

На счет вешапов,неожиданно наткнулся в википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0% ... 0%BF%D1%8B
Аватара пользователя
RTFM
 
Сообщения: 897
Зарегистрирован: Пн авг 20, 2007 11:10 am

Re: Прогулка до Гергетис Самеба

Сообщение Rena » Ср сен 12, 2012 12:56 pm

Вот это хорошая статья... А то христианство, с его категоричным делением на Добро и Зло, всю древнюю мифологию отправило в Ад и иди докапывайся теперь, что такое были вешапи на самом деле.
Фотоблог http://rena.ws
Аватара пользователя
Rena
Инди
 
Сообщения: 356
Зарегистрирован: Ср авг 26, 2009 2:49 pm

Re: Прогулка до Гергетис Самеба

Сообщение RTFM » Ср сен 12, 2012 1:04 pm

точно
Аватара пользователя
RTFM
 
Сообщения: 897
Зарегистрирован: Пн авг 20, 2007 11:10 am


Вернуться в Пешие походы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Orphus